29 июня на площадке Университета «Синергия» прошёл семинар по общественно-профессиональному обсуждению концепции и структуры учебно-методического комплекса (УМК), на базе которого в российских школах будут преподавать основы искусственного интеллекта (ИИ). Проект по разработке УМК реализует Университет «Синергия» по заказу Министерства просвещения России в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Семинар, который состоялся в очно-заочном формате, собрал представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, региональных научных организаций и объединений учителей. Число участников составило более 900 человек из 83 субъектов РФ. Они обсудили предложенные концепцию и структуру УМК, а также лучшие практики преподавания искусственного интеллекта в России и мире. Разработчики проекта получили ряд ценных комментариев и рекомендаций. В итоге участники дискуссии сошлись во мнении о том, что внедрение курсов по изучению ИИ в школах является своевременной и необходимой мерой для модернизации российской системы образования, обновления базовой школьной программы и формирования важнейших цифровых компетенций школьников.
«В мае мы провели две экспертные сессии с участием порядка 100 представителей системы общего образования из 23 субъектов России, — напомнил ректор Университета «Синергия» Артём Васильев. — По итогам первой экспертной сессии были разработаны концепция и структура УМК, на второй сессии прошло их обсуждение. Мы собрали ключевые предложения. Основной посыл экспертного сообщества заключался в том, что курсы не должны уводить школьников в теорию. Они должны быть максимально практичными, чтобы обучающиеся понимали, как они могут применить искусственный интеллект в своей жизни. Эту задачу нам сейчас предстоит решить, разрабатывая все теоретические и практические задания».
По словам Артёма Васильева, разрабатываемый УМК будет использоваться не в рамках обязательной дисциплины «Информатика», а в рамках кружковой деятельности. При этом учителя информатики смогут применять элементы УМК при реализации основной образовательной программы общего образования. УМК будет полностью соответствовать обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту, подчеркнул ректор «Синергии».
В состав УМК войдут пять модулей для начального, основного и общего среднего образования. Предполагается, что основы ИИ будут преподавать в 3, 4, 8, 9, 10 и 11 классах. За время прохождения курса детям предстоит познакомиться с машинным обучением, аналитикой Big Data, языком программирования Python и схожими темами.
Авторы планируют выпустить учебник для изучения ИИ, рабочую тетрадь и тетрадь для проверочных работ, несколько десятков образовательных видеороликов для школьников, а также подробные методические рекомендации для педагогов, в том числе поурочные планы и списки заданий с детализированными решениями.
В разработке учебно-методического комплекса также принимают участие эксперты ООО «СберОбразование».
«Наша задача — разработать УМК таким образом, чтобы школьный учитель мог войти в класс и начать преподавать основы искусственного интеллекта. На экспертных сессиях в мае мы поняли, что многие педагоги боятся преподавать основы искусственного интеллекта. Для решения этой проблемы необходимо повышать квалификацию учителей. Но стоит отметить, что вместе со страхом мы видим и огромное желание: среди учителей есть много желающих преподавать основы ИИ в школах», — сказал Артём Васильев.
Апробация типового УМК стартует 1 сентября 2021 года. Около 500 школ в 24 российских регионах намерены внедрить разработанные пилотные курсы по изучению ИИ в свои программы. Подать заявку на участие в апробации можно на сайте https://ai.synergy.ru/.
«Перед системой российского образования руководством страны поставлена очень амбициозная цель – стать одним из мировых лидеров. Мы должны войти в десятку лучших систем образования мира, – отметил в своём выступлении заместитель директора Института стратегии развития образования Российской академии образования Дмитрий Метёлкин. – Это подразумевает целый ряд шагов, связанных с обеспечением современных условий реализации общеобразовательных программ. И отдельной, большой и комплексной задачей является обновление содержания школьного образования, которое в значительной степени должно быть ориентировано на современные научно выверенные знания с одной стороны, и на приобретение современных, соответствующих актуальным трендам развития технологий - с другой. Отсюда и актуальность задачи по внедрению в школьную программу курсов, которые связаны с цифровыми компетенциями. Техносфера в жизни современного общества занимает большое место. Те общества и государства, которые будут занимать лидирующие позиции в развитии техносферы, современной высокотехнологичной экономики, - станут флагманами мировой экономики. И российская система образования должна закладывать знаниевый и компетентностный фундамент для развития школьников в этом направлении».
Сегодня, 19 мая, исполняется 100 лет со дня основания пионерской организации.
19 мая 2022 г.Последние звонки в школах страны рекомендуется проводить в очном формате. Об этом сообщил Министр просвещения России Сергей Кравцов.
18 мая 2022 г.В 42 регионах России во время летних каникул откроются профориентационные школы. Более 10 тысяч детей станут участниками образовательных программ, которые будут проходить в 73 школах и лагерях.
18 мая 2022 г.В российских вузах нужно увеличивать долю специалитета. Такое мнение высказала во вторник президент Российской академии образования Ольга Васильева на конференции "Образовательное законодательство и проблемы правоприменения: тренды и перспективы".
18 мая 2022 г.В 2022 г. ожидается рекордное сокращение числа выпускников школ, сдающих во время ЕГЭ физику в качестве экзамена по выбору, следует из данных Рособрнадзора.
04 мая 2022 г.